Размеры острова
Ирландия сама по себе небольшая, общая территория острова занимает 70,2 тыс км2. От одного конца острова до другого при отсутствии пробок можно добраться за 8 часов где то. Инфраструктура здесь развита хорошо и дороги в хорошем состоянии.
По острову можно передвигаться на-
- поезде
- автобусе (городские автобусы и межгородные. В Дублине есть свои дублинские автобусы- Dublin bus)
- авто
- До пригородов Дублина можно добраться на проезде- DART
- По Дублину можно добираться на трамвае- Luas.
- велосипеде
Ирландскими поездами управляет компания Iarnrod Eireann или по-английски Irish Rail. Эти поезда ходят по всей Ирландии и Северной части Ирландии. Внутри поездов мягкие сидушки которые стоят лицом к друг другу и столик между ними. По вагону во время поездки ходит тетя с тележкой с всякими вкусняшками, напитками и к моему удивлению пивом. Так как дистанции в Ирландии совсем короткие, то поэтому здесь нет плацкартов и тд. Я помню очень удивила как то раз коллег когда сказала, что спала в поезде ночью =) Билеты на поезд можно купить за ранее на их сайте (так они выходят чуть дешевле), или на кассе автовокзала или в автомате на автовокзале. Мне вот еще Никита рассказал, что если билет купить за ранее на сайте, то можешь выбрать себе место любое свободное и зарезирвировать его, а потом просто найти сиденье на котором твое имя на небольшом экранчике сбоку.
Цены- по сравнению с межгородными автобусами за последние лет 5, цены очень сильно подскочили. Раньше разница была в пару евро, сейчас на пример когда я еду домой (полтора часа езды от Дублина), то за автобус плачу 18 евро на поездку туда и обратно, которая действительна в течении месяца. А такой же билет на поезд стоит 37 евро. Для детей младше 5 лет проезд бесплатный, с 6лет до 14лет вроде за полцены.
Общая протяженность железных дорог Ирландии - 1947 км. Поезда ходят по своим маршрутам где то раз в 50-60мин. Контролеры на поезд заходят очень редко, но на платформу не пройти без билета, который нужно сунуть в турникет. Приходят поезда ровно по расписанию.
Автобусы- Межгородные
Тут можно выбрать из нескольких фирм- Bus Eireann, Citylink, Expressway, Nightlink и тд. Так же в не которые совсем мелкие города и деревушки ходят частные автобусы из более крупного города. Кстати когда я пишу о деревушках, то не представляйте деревянные домики и пасущихся скотинок =)) Это такой же город с коттеджами и всем удобствами, просто на много меньше размером =))
На межгородных автобусах я езжу часто, так как езжу домой к Маме. Автобусы хорошие по состоянию, но в последнее время появилось много новых автобусов, а те вообще шикарные! Мега удобные сидения с подогревом, удобные подлокотники, кондиционеры и светильники над каждым сидением и тд. Если с тобой рядом ни кто не сидит, то вообще классно =))
Билеты опять таки можно купить за ранее на сайте, можно на автовокзале в кассе, можно в автомате или прямо у водителя на автобусе. Автобусы тоже ходят где то раз в час, последние рейсы приходят в Дублин где то в полночь. Так же обычно в популярным маршрутам ходят два автобуса- один с остановками по всем деревушкам и второй экспресс. На пример для меня разница- экспресс 1ч40м и с остановками 2ч30м. Ходят межгородные автобусы довольно точно по расписанию, иногда конечно задерживаются, но я дольше 20мин не ждала опаздывающих автобусов.
Автобусы- Городские
По всей Ирландии ходят городские автобусы Bus Eireann, а в Дублине ходят двухярусные автобусы Dublin Bus (Дублинский автобус).
Автобусы Bus Eireann за последнее время тоже заменили на более новые и большие по размеру. В передней части автобуса есть места для детских колясок, инвалидных колясок и багажа. Еще на них есть специальный бортик который опускается вместе с автобусом чтобы можно было завезти коляски или инвалидные кресла. В автобусах так же четкое распределение количества пассажиров- стоячих можно брать не больше 18 человек. Чтобы остановить автобус там где вам надо (не обязательно четко на остановке), то нужно нажать на кнопочку и у водителя звонит звоночек, после которого он останавливается в ближайшем месте где это разрешено.
Кстати в ирландских автобусах есть замечательная особенность которая мне очень нравится- с водителем всегда здороваются и всегда когда выходят благодарят! Не давно я читала какую то статью опрос где было написано, что в Дублине больше 80% людей благодарят и здороваются с водителем, а в глубинке 94%. В мелких городках водитель еще и всех постоянных пассажиров знает по именам.
В автобусах Bus Eireann фиксированная плата на билет в одну сторону и туда обратно, вне зависимости от того куда ты едешь. Цены по городам не много отличаются, но билет туда обратно стоит в пределах 2.70евро. Кстати когда бастуют автобусы, в отличии от водителей трамвая которых я поругаю ниже- водители сервис не останавливают, а работают так же, но не берут отплаты с пассажиров. Вот это городской автобус на фото, как видите он не много отличается от межгородного автобуса на фото выше
В дублинских автобусах билеты можно купить только в одну сторону и там цена зависит от того куда ты едешь. При входе в автобус нужно сказать водителю куда вы едете и кинуть деньги в специальную коробочку, и вам пробьют билет через автоматизированный счетчик. Оплата принимается только монетами и сдачу вам не дают. Вместо сдачи в том случае если вы дали большую сумму чем надо- вам выдадут билетик "со сдачей", с этим билетиком вы можете придти в офис дублинского автобуса и там уже забрать сдачу. Копить эти билетики вы можете хоть год, перед тем как обначилить сдачу. Довольно удобно и экономит время, так как не надо ждать пока водитель выдаст сдачу
Так же в дублинских автобусах действительны скидочные карты на проезд Leap Card. Эти карточки так же действительны на проезд в трамваях Luas, которые тоже ходят только в Дублине. Такие карточки можно купить комбинированные которые покрывают автобус и трамвай или можно купить отдельно проездной на автобус или электричку. Такие карточки можно купить на день, месяц или год. У многих работодателей, есть скидочная система на такие годовые проездные и какую то часть налога можно вернуть. Карточки эти можно пополнить в любом магазине и "положить" на них какую то сумму. Я этой карточкой не пользуюсь потому что на автобусе езжу редко, но там какая то своя система оплаты- что если ты зашел на автобус сканируешь эту карту и потом снова когда сошел с автобуса или электрички и если в течении часа ты сядешь на другой автобус-электричку, то проезд дальше будет бесплатный. И там есть какая максимальная сумма проездов в день после которой ты ездишь бесплатно.
Трамвай Luas (переводится с ирландского как скорость)
Для меня это мой основной способ передвижения по городу =) У Luas есть две ветки- зеленая по южной стороне Дублина и красная по северной части Дублина. С какого то перепугу изначально эти ветки не были соединены и т.к мне нужно добираться на работу на одну из конечных остановок на южной стороне с севера, то мне нужно сходить в центре и пешком 20мин идти до следующей ветки. Сейчас вся центральная часть Дублина перерыта, потому то прокладывают новые рельсы и к концу 2017 ветки будут соединены.
На эту тему у нас по фейсбуку гуляает смешная картинка, где на первых трех картинках, картых других столиц с их системой метро и на последнем наш Luas и надпись "п**дуй дальше сам"
Проезд оплачивается в автоматах на остановках- на одну поездку, на неделю, на месяц или на год. Я живу на конечной остановке и мне чтоб доехать до центра Дублина (10мин) билет будет стоить 4.20евро в два конца. Но т.к я еду на двух разных ветках на работу, я покупаю себе проездной на месяц- безлимитный проезд по обоим веткам и это стоит мне 98евро в месяц. Билетик выглядит вот так.
Чтобы пользоваться проездным на месяц или год и чтоб ваш билет считался за действительный нужно при себе иметь удостоверение личности, которое вам выдает управляющая компания трамвая. Что то я запамятовала, но кажется само удостоверение было бесплатное, а фото стоят 12-15евро за 4 штуки. Делается в течении 3 рабочих дней.
Вагоны довольно просторные, есть место для пассажиров с чемоданами и колясками, сиденья зимой подогреваются. На трамваи нельзя проносить велосипеды и какие то крупно-габаритные вещи (мебель и тд). Кондукторов как таковых в ирландском транспорте нет, но в любой момент могут зайти инспектора и проверить у всех билеты. Выскочить пока инспектор до вас добрался не всегда вариант, потому что иногда они одеты в ярко-оранжевые жилеты, а иногда могут быть и в простой одежде. Какого то четкого графика у них нет, иногда я могу неделями ездить и ни кто не проверяет у меня билет, а вот в пятницу у меня 4 раза за 1 день проверили билет. С безбилетников штраф- 80евро.
Если вы пользуетесь карточкой Leap, о которой я писала выше, то тогда перед тем как вы сели на трамвай вам нужно приложить карту к стойке которая на остановке и потом приложить ее второй раз к стойке на остановке где вы сходите и таким образом у вас снимают оплату за проезд. Называется такая система tag on, tag off
Трамваи ходят с 6 утра и до 12 ночи, с утра и в час пик они ходят каждые 3-4 минуты, днем каждые 10 мин и вечером после 8 вечера каждые 15-20мин. На каждой остановке стоит электронное табло где написано когда придут следующие 3 трамвая. Так же на табло в случае задержек, аварий и тд идет бегущая строка с предупреждением. У автобусов в Дублине и других крупных городах так же есть табло с раписанием, табло трамваев очень точные- если написано что через 2мин трамвай, значит это 2 мин точно. Автобусные табло обладают не большой погрешностью и 2 мин может висеть на табло и 10 минут. Так же очень удобно можно скачать приложение на телефон с расписанием автобусов, поездов и трамваев.
Сейчас с марта этого года периодически идут забастовки водителей трамваев, которые требуют чтоб им повысили зарплату на 60% и платили так же как водителям автобусов и поездов (что ащщщще бред полнейший, ибо я знаю что при повышении в лучшем случае надбавка идет 15-20% и тоже самое при смене рабочего места) На данный момент начальная запрлата водителя трамвая 33 тыс евро в год, а через 10 лет сервиса она поднимается до 46тыс. После первой забастовки водителей уже матерят все совершенно ибо зажрались они. Начинающий полицеский или начинающая медсестра (с высшим образованием) получают всего по 22тыс в год, при том что ответственность у них на много выше. Обычно я добираюсь на работу за 50-55 мин, а тут пока они бастуют утром я выхожу из дома в 6.50утра и на работу добираюсь в 9, а вечером так вообще почти три часа еду до дома.
Между Дублином и его пригородом можно добраться на скоростных поездах DART - они покрывают 25 станций и ходят каждые 15-20мин. Это просто мега удобно для тех кто на выходных хочет выбраться на море. Кто меня читает постоянно, возможно видел мой морской миник- эти фото сделаны в морской деревушке Хоут, от центра Дублина туда можно добраться за 20минут и заплатив всего 6.50евро за билет туда и обратно.
Такси
Так же для поездок по городу вы можете воспользоваться услугами такси. В каждом такси стоит счетчик. Оплата берется за посадку в размере 3-4 евро и потом итоговая цена зависит от проеханного вами растояния и сколько это заняло по времени. Счетчик начинает крутиться только после того как вы сели в такси и двинулись.
Такого чтоб поймать бомбилу на дороге, я у нас не встречала. Таксисты все должны быть с лицензией и регулируются отдельным департаментом. При вызове такси вы можете попросить у оператора такси-миниавтобус или такси которое оборудованно под инвалидные коляски. Так же через сайт ответственный за лицензирование таксистов, вы можете проверить действительно ли ваш таксист имеет лицензию. Копия лицензии должна быть в машине на видном месте, там есть фото таксиста, имя, фамилия, модель машины, номер лицензии и до какого года она действительна. Перед выдачей лицензии всех таксистов проверяет полиция.
Два очень удобных приложения которые можно скачать на телефон для вызова такси- Hailo (Хайло) и LYNK (Линк). Все максимально просто и мега удобно если вы на пример как я ни фига не ориентируетесь по местности и у вас ни когда не с собой налички =)) Заходишь в приложение, кидаешь человечка по карте туда где ты есть, или приложение само определяет где ты. Ищешь ближайшее такси, обычно можно вызвать такси через буквально 3 минуты чтоб тебя забрали и нажимаешь "вызов". Тебе показывает кто за тобой приедет- имя и фото и когда таксист подезжает, то скидывает тебе смс-ку. Сразу когда ты вызываешь такси, ты выбираешь опцию заплатить наличкой или банковской картой. Если оплата картой, то можно сверху добавить чаевые так же через приложение.
Авто
Чтобы водить машину в Ирландии, то вам обязательно нужны права и страховка. Я сама не вожу, поэтому не могу дать подробного описания по получению прав или сравнить с Россией, но напишу что знаю. Сначала вы получаете любительские права (learner permit). Любительские права можно получить с 17 лет. Имея их и перед там как вы можете подать на полные права (provisional license) на сколько я знаю вы должны как минимум 6 месяцев отъездить с любительскими и при этом с вами в машине всегда должен находиться кто то у кого есть полные права (правам которого больше 2 лет). Пассажиров они брать так же не могут, если в машине нет кого то с полными правами.
Красная карточка это полные права, а зеленая любительские.
На машинах должна быть табличка с буквой L, которая указывает на то что водитель с любительскими правами. Так же им нельзя ездить по скоростным автомагистралям.
Тест на получение полных прав, в Ирландии мало кто сдает с первого раза. В России видно правила возждения как то отличаются, потому что я уже много много раз слышала что наши соотечественники с опытом возждения и по 10-15 лет, по 5-6 раз пересдавали на права. Пересдачи обычно приходится так же довольно долго ждать, по 6-8 мес. Перед тем как вас допустят к основному тесту, есть какое то минимальное количество уроков или часов которые вы должны взять с инструктором по вождению.
Водители в Ирландии ттт... осторожные и очень вежливые. Практически все останавливаются чтоб вас пропустить и без светофора, в знак благодарности принято водителю при этом помахать. На трассах друг друга пропускают, не подрезают. В Европе по статистике 2015 года самое наименьшее количество смертей на дорогах было в Ирландии, Англии, Шведции и Норвегии.
Здесь довольно строго и высокие штрафы за возжения не пристегнутыми. А так же строгие законы по которым дети должны быть пристегнуты в специальные кресла и тд. Не давно читала про треугольник для перевозки детей которым пользуются в России, у нас такие нельзя. Должно быть либо кресло либо сидушка под попу. Кому сидушку, а кому кресло зависит от веса ребенка. Ответственность лежит на водителе, чтобы все дети до 17 лет были правильно пристегнуты.
Велосипед
Так же в Дублине с 2009 можно арендовать на день велосипед на специальных стоянках. Стоянки эти находятся довольно близко к друг другу и вернуть велосипед можно на любую из них. В случае того что на вашей стоянке нет свободных мест, то вам дают бесплатно 15 мин езды. Если вы пользуетесь такими велосипедами часто, то можно купить билет на 3 дня за 5евро или годовой билет за 20 евро. Если же велосипед вам нужен на раз, то первые полчаса вы едете бесплатно, а потом с вас берут 2-3 евро за час. На каждой станции можно посмотреть где находятся другие станции, сколько велосипедов там есть и если ли свободные места.
Всего в Дублине 102 таких станции, Ирландия стала 17-ой по счету страной где установили такие станции. За все время что это услуга работает в Дублине не было ни одной аварии, ни какого вандализма на станциях и своровали только 1 велосипед который потом все же нашли =)
И вчера мне Никита рассказал, что оказывается есть такая же система для машин и одна из них стоит у нас под домом (мы даже спустились вниз и специально во всех сторон рассмотрели эту машину). Парковка для таких авто бесплатная.
И на последок пару "особенностей" ирландских дорог
- левосторонее движение- этим летом в России я так и наровила сесть на водительское сидение в машину моего дяди =)
- дорожные указатели все в километрах
- дорожные указатели все на двух языках- английском и ирландском
- не которые дороги платные- они обычно на автомагистралях. На пример если ехать из глубинки в Дублин, то вы проедете минимум 2 таких дороги, где нужно будет заплатить пару евро.
Спасибо всем самым терпеливым и дочитавшим до конца =)) Жду ваших комметариев =))
Катя, о продуктах))), интересно провожу параллель с Францией многое похоже, знаю, что на поезд с 9.00 до 17.00 есть скидка, т.к. это не часпик. Еще мне нравится, что у нас в городе единая билетная система хочешь на автобусе, хочешь на трамвае билет тот же, я в основном покупаю " семейный " билет с поездкой туда-обратно с пересадкой в течении 1 дня за 4.50€, а так в одну сторону стоит 1.50 у нас, а в Страсбурге 1.70, но с пересадкой в течении часа.
ReplyDeleteДа, единый билет это вообще удобно! Я вот беру проездной на месяц для трамвая, но иногда бывает нужно на автобусе ехать. Поэтому подумываю купить эту карточку зеленую тоже, а то вечно мелочь искать и тд не удобно совсем. Плюс там просто закидываешь в любом магазине на карточку 5-10евро и пользуйся сколько хочешь, деньги не прогарают даже если я всего по разу в году буду ей пользоваться
Deleteой, я пр овсе хочу ))) но про продукты, наверное, чуточку больше ))
ReplyDelete---
В Москве теперь тоже почти все поголовно пользуются приложениями для вызова такси, от тротурара поймать практически нереально. Поэтому, если у тебя сел телефон, а в метро, например, что-то случилось, то доехать куда-нибудь практически невозможно - такая дурацкая политика у нашего департамента транспорта. Хотя такси сейчас довольно популярно, особенно для поездок по центру - парковки везде платные и сильно недешевые. Каршерниг тоже входит в моду, но тоже пока дороговато и машин в наличии мало.
Согласна, приложения для такси это мега удобно! Но у нас по центру все же быстрее пешком наверно. У нас расстояния конечно не такие большие =)
DeleteОчень интересно! что мне за границей в транспорте нравится, так это пунктуальность-все точно по расписанию.У нас в автобусах тоже здороваются и прощаются с водителем)
ReplyDeleteПоддерживаю тему о продуктах))
Ок, значит быть теме о продуктах =) спасибо за идеи!
DeleteОчень интересно было прочитать про транспорт, спасибо!
ReplyDeleteПоддерживаю тему о продуктах))
Спасибо большое! Рада что было интересно =))
Delete